Контроллер напряжения Li-Ion защита от переразряда. Что такое контроллер заряда аккумулятора. Контроллер заряда Li-Ion-аккумулятора Защита от переразряда

АБСОЛЮТНО НОВОЕ УСТРОЙСТВО В УПАКОВКЕ.
Устройство позволяет визуально контролировать уровень заряда и разряда литиевых батарей (вольтаж), для предотвращения критического уровня разряда.
Визуальный и звуковой контроль составных аккумуляторных батарей.
Устройство, (детектор батарей питания, индикатор, тестер, контроллер, вольтметр, пищалка) имеет восемь контрольных входов для 1-8S, 1 или 8 Lipo/Li-Ion/LiMn/Li-Fe и позволяет подключать элементы с балансировочными контактами.
Данное устройство имеет малый размер и вес, незаменимо в авиамоделировании.

НАЗНАЧЕНИЕ:
Бипер - сигнализатор аварийного состояния батареи, может быть запрограммирован на нужный порог срабатывания.
Устройство информирует о низком напряжении (просадке напряжения) на любой из последовательно подключенной банке в составе аккумулятора.
Устройством удобно проверять уже использованные батареи.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ:
В нормальном состоянии происходит опрос напряжения батареи в целом и каждой банки в отдельности, показания выводятся яркими краснымм цифрами на дисплей. Показания дисплея отлично читаются при ярком солнечном свете.
При достижении запрограммированного уровня напряжения (заряда/разряда) любой банкой аккумулятора устройство издает сильный прерывистый звук (95дБ) двумя динамиками, а показания на дисплее показывают ярким красным цветом текущее напряжение каждого элемента составной батареи.
Уровень аварийного порога напряжения задается программно кнопкой, расположенной между динамиками, диапазон контролируемого напряжения 2,7В - 3,8В на каждый элемент в составе батареи.
Звуковая сигнализация может быть выключена на устройстве и в этом случае о аварийном режиме будет сигнализировать только дисплей.

ВНЕШНИЙ ВИД:
Устройство представляет собой установленные на плате элементы (в том числе: дисплей, бипер, кнопка программирования, гребенка 9ти контактного разъема) обтянутые прозрачной пленкой.

ПАРАМЕТРЫ:
размер: 39x25x11мм.;
вес 9гр.;
точность измерения: 0,01V;
диапазон индикации напряжения батареи: от 0,5V до 36V;
диапазон индикации напряжения ячейки (банки): от 0,5V до 4,5V;
диапазон установки порога аварийного срабатывания устройства: от 2,7V до 3,8V (при достижении заданного уровня в любой из ячеек)

ПОДКЛЮЧЕНИЕ:
Устройство подключается в специальный разъем балансира составной батареи 1-8s Lipo/Li-ion/LiMn/Li-Fe, и контролирует напряжение батареи в целом и каждой банки в составе по отдельности, при этом цепь питания работает независимо и в аварийном режиме размыкание нагрузочной цепи не происходит, а сигнализатор только оповещает пользователя о критическом состоянии батареи.
Устройство не контролирует цепь силовой нагрузки, поэтому нагрузка может работать до полной просадки батареи, независимо от состояния, вошел бипер в аварийный режим или нет.

Свойства

Описание

У нас вы можете купить контроллер заряда-разряда (PCM) для Li-Pol, Li-Ion батарея 3,7В 28x4mm 2pin 265-sxt-2845 JWT по цене 135 р. с возможностью заказа услуги по установке и ремонту. Оплатить покупку контроллера заряда-разряда (PCM) для Li-Pol, Li-Ion батареи 3,7В 28x4mm 2pin 265-sxt-2845 JWT можно наличными, электронными деньгами, банковской картой, по банковскому счету, наложенным платежом или по безналичному расчету. Доставить товар возможно с помощью услуг нашего курьера по Москве, с помощью курьерской компании или по почте России. Кроме того, к вашим услугам пункт самовывоза в Москве

На сайте «Магазин-Деталей.РУ» вы можете оперативно заказать и купить Контроллер заряда-разряда (PCM) для Li-Pol, Li-Ion батареи 3,7В 28x4mm 2pin 265-sxt-2845 JWT. Цена на представленный товар одна из самых привлекательных, при этом мы предлагаем комплектующие высокого качества, которые поставляем напрямую с заводов. Такая схема работы позволят нам не включать в стоимость услуги посредников и перекупщиков. Узнать сколько стоит Контроллер заряда-разряда (PCM) для Li-Pol, Li-Ion батареи 3,7В 28x4mm 2pin 265-sxt-2845 JWT Универсальный, вы можете через сайт или позвонив нашим менеджерам. Здесь вы получите качественный сервис и надежные комплектующие, что подтверждают отзывы наших постоянных клиентов. Мы готовы оперативно ответить на все технические вопросы, помочь сформировать заявку и подобрать оптимальное решение. Наша компания не первый год занимается удаленными продажами и специалисты готовы решить любую поставленную задачу. Мы производим доставку заказов по всей территории России. Для жителей столицы товар поставляется обычно на следующий рабочий день, также возможно получение покупки день в день и доступна услуга самовывоза. По регионам покупки доставляют проверенные транспортные компании. Срок получения может занимать до двух недель, он зависит от удаленности населенного пункта и тарифа.

1) Доставка курьером по Москве. Осуществляется собственными курьерами нашего интернет-магазина. Чтобы воспользоваться доставкой Вам необходимо выбрать данный способ получения Вашего заказа при оформлении покупки. Доставка осуществляется, как правило, на следующий рабочий день после оформления заказа (при наличии свободного курьера доставка может осуществляться день-в-день).

Стоимость доставки по Москве (в пределах МКАД) составляет:
319 рублей для товаров общей стоимостью до 1000 рублей;
279 рублей для товаров общей стоимостью до 3000 рублей
249 рублей для товаров общей стоимостью от 3000 до 12000 рублей;

Стоимость доставки по Москве (за МКАД) составляет:
350 рублей для товаров общей стоимостью до 1000 рублей;
300 рублей для товаров общей стоимостью от 1000 до 12000 рублей;

При стоимости товаров от 12000 рублей доставка по Москве бесплатная.

2)Получение товара в офисах компании. Если Вы выбрали данный способ получения товара, после оформления дождитесь звонка менеджера для подтверждения наличия и резервирования товара на складе. Зарезервировать товар для получения Вы можете также по телефону.

3)Отправка через курьерскую компанию. Вы можете заказать доставку любой из представленных на сайте курьерских компаний. Доставка осуществляется по адресу получателя или до пунктов выдачи курьерских компаний.

Точные сроки и стоимость доставки зависят от выбора курьерской службы, весо-объемных характеристик заказа и удаленности пункта доставки. Расчет времени и стоимости доставки осуществляется автоматически в корзине при оформлении заказа.

4)Отправка Почтой России. Осуществляется по индексу почтового отделения и адресу получателя. Отправления "До востребования" производятся только по предоплате.

Вы можете оплатить покупку следующими способами:

1) Наличными при получении в офисе компании или при курьерской доставке.
2) Электронными деньгами на сайте - Яндекс.Деньги, Вебмани (оператор услуги - компания Яндекс), Киви (по номеру кошелька после согласования с менеджером).
3) Банковской картой на сайте (оператор услуги - компания Яндекс).
4) По банковскому счету (оплатить счет можно в банке или через клиент-банк).
5) Наложенным платежом при отправке в регионы. Оплата производится курьерской компании. Предоплата не требуется.

Как оплатить заказ юридическим лицам?

1) Для безналичного платежа необходимо выписать счет, выбрав при оформлении соответствующий тип оплаты. После выставления счета на выбранный Вами товар, он резервируется на 5 банковских дней, включая день выписки счета. Отгрузка товара производится только после поступления 100% предоплаты по заказу на расчетный счет компании. При отгрузке мы предоставим Вам весь комплект документов (обратите внимание, мы работаем без НДС ).

2) Оплатить заказ наличными (покупка оформляется на организацию). Обращаем ваше внимание, что при этом необходимо иметь при себе доверенность на получение товара от ООО "Техномир", либо печать организации. При совершении покупки Вам будет выдан полный комплект отгрузочных бухгалтерских документов (обратите внимание, мы работаем без НДС ).

Гарантия на товар

Мы стремимся максимально быстро решить любую проблему с приобретенным в нашем магазине товаром.

В случае возникновения неисправности в любом купленном товаре, мы обязуемся обменять его или вернуть за него полную оплаченную стоимость в течении всего срока гарантии.

В нашем магазине действуют следующие гарантийные сроки на товары (если эти сроки не указаны прямо на интернет-странице конкретного товара):

Матрицы, экраны, крышки в сборе с матрицей, дисплеи, тачскрины, тачскрины в сборе с матрицей, инверторы, микросхемы, кулеры, шлейфы - 3 месяца с момента получения товара.

Аккумуляторы, блоки питания, накопители информации, оперативная память, приводы - 3 месяца с момента получения.

Кабели и аксессуары, разъемы, расходные материалы - без гарантии.

Возврат товара надлежащего качества в течение 14 (30**) дней не считая дня получения (в том числе купленного ошибочно)

Любой покупатель, купивший товар в нашем магазине, имеет право вернуть или обменять товар надлежащего качества без следов установки и использования в течение 14(30**) дней после его получения (региональным покупателям важно отправить товар назад перевозчиком в течение 14 (30**) дней после получения). При этом производится замена товара на аналогичный или возврат 100% уплаченной за товар суммы. Стоимость доставки, а также комиссия в случае наложенного платежа являются дополнительными услугами и в гарантийные обязательства не входят! Повторная отправка нужного товара оплачивается дополнительно.

** представляется на товары из разделов "Тачскрины (сенсоры) для планшетов и смартфонов" и "Модули матрица + сенсор для планшетов и смартфонов" в связи с необходимостью их тестирования до установки в устройство.

Для возврата товара необходимо:


Возврат неисправного (бракованного) товара в случае выявления дефекта в течение всего срока гарантии

Любой клиент имеет право обменять бракованный товар в течение всего срока гарантии, при этом:

1) клиент имеет право получить полную стоимость товара, включая стоимость доставки и сумму наложенного платежа, если захочет вернуть товар.

2) в случае замены товара доставка товара (как от клиента, так и к клиенту) осуществляется за наш счет.

Для обмена товара необходимо:
Сообщить данные отправления менеджеру (фио, способ отправки, № накладной, дату и тд.)
Предоставить копию или оригинал накладной, подтверждающей покупку товара, гарантийный талон (или копию).
Доставить товар в наш офис (г. Москва) или обеспечить отправку товара по нашему адресу из России (способ доставки возвращаемого товара согласуется с нашим менеджером!)
Возврат денег за товар производится удобным для вас и для нас способом после получения товара по согласованию с нашим менеджером.

Обратите внимание! Способ возврата товара из России согласуется с нашими менеджерами.

Контроль напряжения на каждой из ячеек:
При выходе напряжения на какой-либо из ячеек за пороговые значения вся батарея автоматически отключается.
Контроль по току:
При превышении током нагрузки пороговых значений вся батарея автоматически отключается.

Описание выводов:
" B- " - общий минус батареи
" B1 " - +3,7В
" B2 " - +7,4В
" B3 " - +11,1В
" B+ " - общий плюс батареи
" P- " - минус нагрузки (зарядного устройства)
" P+ " - плюс нагрузки (зарядного устройства)
"T " - выход терморезистора NTC 10K

Контроллер: S-8254А
Даташит на S-8254А.

Технические характеристики

Модель: 4S-EBD01-4.
Количество последовательно-соединенных Li-Ion АКБ: 4шт.
Рабочие напряжения: 11,2В... 16,8В.
Напряжение перезаряда ячейки (VCU): 4,275±0,025В.
Напряжение переразряда (VDD): 2,3±0,1В.
Номинальный рабочий ток: 3А - 4А.
Пороговое значение тока (IEC): 4А - 6А.
Защита от перезаряда.
Защита от переразряда.
Защита от КЗ.
Размеры,мм: 15 х 46.1 х 2.62.
Вес: 2 гр.

Гарантия

На каждый продаваемый нами товар распространяется гарантия. Мы всегда идем навстречу клиенту и стараемся решить все спорные ситуации. Более подробно Вы можете ознакомиться с условиями обмена и возврата в нашем магазине по ссылке.

Прислал:

Самодельная схема защиты для литиевого аккумулятора, плюс, небольшие комментарии.

Опыт использования Li-Ion аккумуляторов

Всем известны преимущества литиевых аккумуляторов – в первую очередь это высокая энергетическая плотность, малый вес и отсутствие "эффекта памяти". Также стоит отметить, что потенциал одного литиевого аккумулятора (3,6В) в три раза больше одного никель-кадмиевого или никель-металлогидридного аккумулятора (1,2В).

Однако, литиевые аккумуляторы имеют ряд особенностей, которые не позволяют безопасно использовать их без специальных систем контроля. Эти системы называют контроллерами заряда и разряда. В современной промышленности существуют готовые высокоинтегрированные микросхемы для выполнения этих функций. Но, как оказалось, они не доступны для массового использования. Их не продают в магазинах радиодеталей поштучно. Их нужно заказывать в компаниях, специализирующихся на поставке электронных компонентов для предприятий и ремонтных мастерских. А минимальная партия в таком случае составляет от 10шт (это в лучшем случае).

Все это подвигло нас на разработку своего контроллера на дискретных элементах, доступных в любом провинциальном магазине радиотоваров.

При разряде Li-аккумулятора нужно контролировать его напряжение и силу тока в цепи.

Напряжение на заряженном литиевом аккумумуляторе составляет 4,2В, а не 3,6В, как на нем написано. До 3,6В оно падает под нагрузкой, близкой к ёмкости аккумулятора. Контроль напряжения заключается в том, чтобы не дать аккумулятору разрядиться ниже 3В. Этот порог варьируется в пределах 0,5В в зависимости от химического состава и геометрической формы аккумулятора. Разряд аккумулятора ниже 3В (обычно, примерно, до 2.2В. Прим.ред. ), приводит к необратимым химическим процессам внутри аккумулятора, что делает его непригодным для дальнейшего использования.

Для контроля силы тока в цепи нужно предусмотреть механизм отключения, аналогичный автомату, который стоит в электрощите в каждой квартире. Т.е. он должен защищать от короткого замыкания и отключаться при превышении определенного тока в цепи. В общем случае максимальный ток разряда, который может выдать аккумулятор (приблизительно, т.к. есть аккумуляторы, в которых разрядный ток может составлять до 10...15 С. Прим.ред. ) равен его ёмкости. Например, аккумулятор ёмкостью 2А ч может безопасно выдавать ток в 2А. Работа аккумулятора на токах, превышающих его ёмкость, возможна в кратковременных режимах, или в нормальном режиме, если это указано в документации производителем аккумуляторов. При коротком замыкании литиевый аккумулятор может взорваться! Будьте осторожны!

Подробнее о химических процессах, режимах заряда и разряда литиевых аккумуляторов можно прочитать здесь Panasonic Lithium Ion Handbook (на английском языке).

Батарея от ноутбука

Всё началось с того, что в моём ноутбуке отключилась аккумуляторная батарея. Ноутбуку было два года, от аккумулятора он почти не работал – все время был включен в сеть. Как потом мне сказали, это и могло быть причиной поломки аккумулятора. Т.е. это было не медленное умирание аккумулятора с понижением емкости, наоборот, ноутбук работал от него часов пять, просто в один прекрасный день, он не включился от батареи и всё. Батарея перестала определяться в Windows, и я сделал вывод, что сгорел встроенный контроллер аккумуляторной батареи. Разобрав батарею, мы увидели 6 элементов, объединённые по 2 в 3 ячейки с последовательно-параллельным соединением.

Измерив напряжение на каждой ячейке, мы убедились, что они заряжены. Это еще раз подтвердило версию поломки контроллера. При внешнем осмотре контроллера никаких видимых повреждений найдено не было. Идею ремонта контроллера я отверг, как трудновыполнимую (на форумах народ писал о перепайке и программировании процессора контроллера). И вообще, сложность этого контроллера произвела сильное впечатление. Кто знает, что действительно там выгорело?

Поэтому я заказал новую батарею, а этой решил заняться позже. А зря!

Занялся я им месяца через два. Выдрал элементы из корпуса, отключил от контроллера, измерил на них напряжение и сильно удивился - 4 элемента были полностью разряжены! А на остальных двух напряжение было около 1В. Видимо испорченный контроллер полностью разрядил через себя 2 ячейки.

По инструкции, аккумулятор разряженные ниже 3В, следовало заряжать током 0,1 от емкости. Эти 4 элемента зарядить не удалось. Никакие танцы с бубном, замораживание и оттаивание, постукивание и т.д. не помогли. Пришлось их выкинуть. Вот это и есть глубокий переразряд, который убивает литиевые аккумуляторы. Оставшиеся два элемента зарядить удалось.

На элементах была маркировка Sanyo UR18650FM 2,6AH. Сразу понятно, что емкость элемента 2,6А ч и производит его японская корпорация Sanyo. Поиски по сайту этой корпорации привели нас к документу с названием UR18650F . Только буквы М в конце нет. Документ оказался очень интересным. В нём были технические характеристики аккумулятора с ёмкостью 2,5А ч, габариты совпадали с нашим (этот габарит 18650, т.е. 18 мм диаметром и 65 мм длинной является стандартным и выпускается многими фирмами. Прим.ред. ).

Решив использовать этот документ в качестве руководства к действию, мы приступили к проектированию своего контроллера разряда.

Из графика “Discharge rate characteristics” (характеристики динамики разряда) стало ясно, что элемент допускает разряд до 2,7В и силу тока 2С, т.е. равным удвоенной ёмкости. Соответственно наш элемент с емкостью 2,6А ч может выдавать 5,2А.

Контроллер разряда

Всесторонне проанализировав этот документ и другую справочную литературу, Скворцов Владимир Николаевич (не путать со Старлингом) создал контроллер для работы с одним или двумя литиевыми элементами. Контроллер защищает элементы от короткого замыкания и переразряда.

Схема контроллера, представленного на рисунке, обеспечивает отключение нагрузки при падении напряжения на аккумуляторах до 6В (3В на каждом элементе). Коротким замыканием считается сила тока выше 4А.

Для использования контроллера с одним элементом (отключение на 3В) нужно подобрать (увеличить) резистор R1 – он отвечает за порог срабатывания при падении напряжения. Также нужно учитывать индивидуальные особенности транзистора VT1 (допуск % отклонения).

Для контроля силы тока подбирают резистор R7. Чем меньше его номинал, тем больший ток пропускает контроллер.

В качестве транзистора VT3 можно использовать любой мощный полевой транзистор с запасом по току в 3 раза больше ёмкости аккумуляторов, например 15N03. (Одно из требований к этому транзистору, минимальное сопротивление в открытом состоянии для снижения потерь на нём. Прим.ред. )

Принцип и режимы работы контроллера

Включение, нормальный режим

При подключении батареи из двух заряженных аккумуляторов (8,4В) открывается транзистор VT4. За счет базового тока через R4 напряжение на эмиттере VT4 становится около 0,7В. Также резистор R4 удерживает VT2 в закрытом состоянии.

При открытии VT4, через делитель R1-R2 начинает протекать ток, который создает падение напряжения на R1, и VT1 открывается. Напряжение на его стоке становится близким к напряжению на аккумуляторной батарее. Через резистор R3 оно подается на затвор VT3 и он открывается. При этом «-» батареи через R7 и открытый VT3 подключается к выходной клемме «-». Контроллер включился.

Защита от переразряда

Когда напряжение на аккумуляторной батарее достигает 6В (3В на каждом элементе), напряжение на делителе R1-R2 уменьшается, напряжение на затворе VT1 тоже уменьшается до порога закрытия, VT1 закрывается. Затвор VT3 оказывается подключенным через R6 к «-» аккумуляторной батареи, поэтому VT3 тоже закрывается. Нагрузка отключается. Для приведения контроллера в исходное состояние нужно отсоединить нагрузку и зарядить батарею.

При тестировании собранной схемы к ней нужно подключать хоть какую-нибудь минимальную нагрузку, например светодиоды. Механизм защиты работает только с подключенной нагрузкой, к тому же светодиоды будут наглядно индицировать отключение нагрузки.

Защита от короткого замыкания

Ток короткого замыкания задает R7. Чем меньше его номинал, тем больший ток пропускает контроллер. В схеме на рис.1 используется резистор 0,1 Ома. С таким резистором контроллер допускает ток до 4А, больший ток считается коротким замыканием. При работе на больших токах резистор R7 должен быть достаточной мощности – не менее 1Вт.

При превышении допустимого тока, падение напряжения на R7 + падение напряжения на исток – сток VT3 увеличивается до уровня открытия VT2. Открытый VT2 подключает затвор VT3 к «-» батареи, VT3 закрывается. Сток VT3 а также база VT4 и затвор VT2 через нагрузку подключаются к «+» батареи. VT4 закрывается, на делителе R1-R2 напряжение около 0, VT1 тоже закрывается. Нагрузка отключается. Для приведения контроллера в исходное состояние нужно отсоединить нагрузку.

(Что не шибко хорошо в данной схеме.
1. Необходимость подбирать номиналы резисторов для настройки на порог срабатывания транзистора. Т.е. подходит только для единичного, домашнего изготовления.
2. Большие номиналы резисторов. Это ведёт к тому, что их нужно очень тщательно изолировать от влаги, иначе будет очень большая нестабильность порогов срабатывания.
3. Отключение выхода при превышении тока без автоматического восстановления ведёт к тому, что запитать ёмкостную нагрузку может быть проблематично, т.к. при подключении нагрузки будет большой импульсный ток, что может вызвать срабатывание защиты.
Прим.ред.)

Печатная плата

Печатную плату в формате Sprint-Layout 4 можно .

Если у Вас нет этой программы, ее можно .

Габариты устройства (30 х 16мм) были выбраны для возможности его установки в торец аккумуляторной батареи.

Фотографии устройства

Обратите внимание, что база транзистора VT4 (КТ3107) и затвор VT2 (2SK583) являются проводниками на обратную сторону печатной платы.

Подготовка аккумуляторов

Не используйте в одном устройстве аккумуляторы разных типов, ёмкостей и производителей. Лучше и безопаснее найти одинаковые элементы.

При использовании двух элементов нужно уравновесить их начальный потенциал – т.е. у них должно быть одинаковое напряжение. Для этого соединяют их отрицательные полюса (минусы) напрямую, а положительные через резистор 30 Ом. Мощность резистора 1 или 2 ватта. Потом нужно измерить напряжение на выводах резистора. Если оно больше 10 милливольт – нужно ждать. Ждать нужно около суток. Получается, что более заряженный аккумулятор медленно через резистор разряжается на менее заряженный. Т.о. напряжение на них выравнивается. Уравновешенные элементы можно соединять напрямую без резистора – последовательно или параллельно.

(На самом деле, достаточно резистора в 1 Ом и даже менее, это при полностью разряженной одной батарее и полностью заряженной другой. Через некоторое время эти аккумуляторы можно соединить напрямую, без резисторов. В этом случае, их роль будет выполнять внутреннее сопротивление аккумуляторов. И процесс барансировки будет гораздо быстрее. Прим.ред. )

Небольшое уточнение по поводу последовательного соединения. Заводские интегральные контроллеры разряда следят за напряжением на каждом из последовательно соединенных элементов. Наш контроллер контролирует только общее напряжение на выходе. Измерения показали, что при использовании уравновешенных элементов, разность напряжения на элементах составляет 5 – 8 милливольт. Это вполне допустимо. Поэтому нет надобности в установке отдельного контроллера на каждом элементе.

(Однако, время от времени необходимо всё же вручную контролировать напряжение на банках, т.к. оно может со временем постепенно всё больше и больше различаться. Например, вследствии различных токов утечки, различных внутренних сопротивлений. Поэтому "ручной" контроль обязателен , даже если при сборке батареи аккумуляторы были "идентичны". Прим.ред. )

Теория заряда

Заводские контроллеры заряда контролируют напряжение, ток и время заряда, выбирают нормальный или щадящий режим. Если напряжение на элементе выше 3В, он заряжается в нормальном режиме. Процесс зарядки в таком случае идет в 2 этапа:
1 этап – зарядка постоянным током (Constant current – CC);
2 этап – зарядка постоянным напряжением (Constant voltage – CV).

Максимальный ток заряда зависит от емкости (С) аккумулятора, как правило это 0,7С или 1,0С. Для наших элементов ток заряда был указан в документе, и равнялся 0,7С. Конечное напряжение заряда 4,2В (для одного элемента).

Блок питания для заряда одного аккумулятора должен иметь напряжение 4,2В и обеспечивать силу тока 0,7С (где С – емкость аккум., в нашем случае 2,6 0,7=1,82А). Если элементы соединены последовательно, то удваивается напряжение заряда – 8,4В. Если параллельно, удваивается сила тока 2 0,7С=1,4С, а напряжение остается 4,2В.

(Это не совсем верно. Если взять блок питания с напряжением 4.2В и ограниченным током и попытаться заряжать от него аккумулятор, то зарядка будет очень долгой. И зарядный ток будет не слишком большим и может составлять десяток или сотню миллиампер (хотя, сам блок питания мог бы выдавать и амперы). Особенно этот ток снижается в конце зарядки из-за того, что разность напряжений между блоком питания и аккумулятором становится всё меньше и меньше и она уже не может "протолкнуть" в аккумулятор большой ток, который ограничивается внутренним сопротивлением.

Поэтому, для того, чтобы сделать "грамотную" зарядку нужно иметь блок питания с напряжением хотя бы на 1В выше, чем зарядное, т.е. более 5В на банку. В этом случае зарядный ток определяется ограничителем тока блока питания, а не аккумулятором. Только по достижению 4.2В блок питания должен начинать снижать ток, чтобы не допускать поднятия напряжения на аккумуляторе выше этого значения.
Более того, заводские зарядники часто ведут зарядку до напряжений 4.25...4.3В измеряемого "под током" , т.к. после отключения зарядного напряжения, напряжение на аккумуляторе снижается и становится меньше примерно на 0.1В, в зависимости от тока зарядки. Последний метод не очень универсальный, т.к. надо заранее знать и величину снижения напряжения на аккумуляторе после снятия тока зарядки. А она зависит от внутреннего сопротивления аккумулятора и индивидуальна. Прим.ред.)

На графике Charge characteristics (характеристики заряда) показаны оба этапа зарядки. На первом этапе через аккумулятор пропускают ток 0,7С. Здесь главное – не дать току подняться выше этого значения (абсолютно не обязательно, можно заряжать и 1А и 0.1А. Прим.ред. ). В то же время, напряжение на элементе постепенно увеличивается с 3 до 4,2В. Этап так и называется – постоянный ток (CC), это значит, что пока напряжение растёт, ток остается постоянным (и задаётся ограничителем блока питания. Прим.ред. ).

Первый этап заканчивается, когда напряжение на элементе достигает 4,2В. Это обозначено красной цифрой 1 на графике. С этого момента начинается второй этап – постоянное напряжение (CV). Это значит, что напряжение остается постоянным 4,2В, а сила тока постепенно снижается до исчезающе малого значения. Момент начала снижения силы тока обозначен на графике красной цифрой 2.

Как видно из графика, 80% набора ёмкости приходится на первый этап.

Заводские контроллеры считают зарядку законченной, когда ток упадет до заданного значения - как правило, это 0,1С. На нашем графике это 50 миллиампер. Также некоторые заводские контроллеры следят за временем зарядки. Если за определенное время аккумулятор не зарядился полностью (ток не упал до нужного значения), контроллер тоже прекращает заряд. Время заряда зависит от ёмкости и тока заряда, и указывается в документации. Для нашего аккумулятора это приблизительно 3 часа при силе тока 0,7С.

Щадящий режим заряда выбирается контроллером в том случае, если напряжение на аккумуляторе было ниже 3В. Такой элемент считается глубоко разряженным, и заряжать его нужно осторожно. В таком случае зарядка начинается с этапа Precharge (предварительный заряд). На этом этапе ток заряда устанавливается 0,1 от емкости (0,1С). Этим током напряжение на элементе медленно поднимают до 3В. А дальше все как обычно.

Если использовать исправные элементы и не разряжать их ниже 3В, можно вполне обойтись подручными средствами. Для этого понадобится блок питания с напряжением 4,2 или 8,4В и ограничением силы тока. Окончание заряда можно отслеживать по силе тока или не отслеживать вовсе, а отключать блок питания через 2 или 3 часа.
(Недостаток такого способа - слишком долгая зарядка, реально 5...8 и более часов. Причина была дана выше. Прим.ред. )

В ближайшем будущем мы опубликуем способы доработки обычных блоков питания для соответствия выше описанным характеристикам.

Продолжение следует…

Разработка устройства и печатной платы - Скворцов Владимир Николаевич
Постановка задачи, подача и оформление материала - Угренинов Виталий
Тюмень-Космопоиск, 2009

Используемые источники

Для начала нужно определиться с терминологией.

Как таковых контроллеров разряда-заряда не существует . Это нонсенс. Нет никакого смысла управлять разрядом. Ток разряда зависит от нагрузки - сколько ей надо, столько она и возьмет. Единственное, что нужно делать при разряде - это следить за напряжением на аккумуляторе, чтобы не допустить его переразряда. Для этого применяют .

При этом, отдельно контроллеры заряда не только существуют, но и совершенно необходимы для осуществления процесса зарядки li-ion аккумуляторов. Именно они задают нужный ток, определяют момент окончания заряда, следят за температурой и т.п. Контроллер заряда является неотъемлемой частью любого .

Исходя из своего опыта могу сказать, что под контроллером заряда/разряда на самом деле понимают схему защиты аккумулятора от слишком глубокого разряда и, наоборот, перезаряда.

Другими словами, когда говорят о контроллере заряда/разряда, речь идет о встроенной почти во все литий-ионные аккумуляторы защите (PCB- или PCM-модулях). Вот она:

И вот тоже они:

Очевидно, что платы защиты представлены в различных форм-факторах и собраны с применением различных электронных компонентов. В этой статье мы как раз и рассмотрим варианты схем защиты Li-ion аккумуляторов (или, если хотите, контроллеров разряда/заряда).

Контроллеры заряда-разряда

Раз уж это название так хорошо укрепилось в обществе, мы тоже будем его использовать. Начнем, пожалуй, с наиболее распространенного варианта на микросхеме DW01 (Plus).

DW01-Plus

Такая защитная плата для аккумуляторов li-ion встречается в каждом втором аккумуляторе от мобильника. Чтобы до нее добраться, достаточно просто оторвать самоклейку с надписями, которой обклеен аккумулятор.

Сама микросхема DW01 - шестиногая, а два полевых транзистора конструктивно выполнены в одном корпусе в виде 8-ногой сборки.

Вывод 1 и 3 - это управление ключами защиты от разряда (FET1) и перезаряда (FET2) соответственно. Пороговые напряжения: 2.4 и 4.25 Вольта. Вывод 2 - датчик, измеряющий падение напряжения на полевых транзисторах, благодаря чему реализована защита от перегрузки по току. Переходное сопротивление транзисторов выступает в роли измерительного шунта, поэтому порог срабатывания имеет очень большой разброс от изделия к изделию.

Вся схема выглядит примерно вот так:

Правая микросхема с маркировкой 8205А - это и есть полевые транзисторы, выполняющие в схеме роль ключей.

S-8241 Series

Фирма SEIKO разработала специализированные микросхемы для защиты литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов от переразряда/перезаряда. Для защиты одной банки применяются интегральные схемы серии S-8241 .

Ключи защиты от переразряда и перезаряда срабатывают соответственно при 2.3В и 4.35В. Защита по току включается при падении напряжения на FET1-FET2 равном 200 мВ.

AAT8660 Series

LV51140T

Аналогичная схема протекции литиевых однобаночных аккумуляторов с защитой от переразряда, перезаряда, превышения токов заряда и разряда. Реализована с применением микросхемы LV51140T .

Пороговые напряжения: 2.5 и 4.25 Вольта. Вторая ножка микросхемы - вход детектора перегрузки по току (предельные значения: 0.2В при разряде и -0.7В при зарядке). Вывод 4 не задействован.

R5421N Series

Схемотехническое решение аналогично предыдущим. В рабочем режиме микросхема потребляет около 3 мкА, в режиме блокировки - порядка 0.3 мкА (буква С в обозначении) и 1 мкА (буква F в обозначении).

Серия R5421N содержит несколько модификаций, отличающихся величиной напряжения срабатывания при перезарядке. Подробности приведены в таблице:

SA57608

Очередной вариант контроллера заряда/разряда, только уже на микросхеме SA57608 .

Напряжения, при которых микросхема отключает банку от внешних цепей, зависят от буквенного индекса. Подробности см. в таблице:

SA57608 потребляет достаточно большой ток в спящем режиме - порядка 300 мкА, что отличает ее от вышеперечисленных аналогов в худшую сторону (там потребляемые токи порядка долей микроампера).

LC05111CMT

Ну и напоследок предлагаем интересное решение от одного из мировых лидеров по производству электронных компонентов On Semiconductor - контроллер заряда-разряда на микросхеме LC05111CMT .

Решение интересно тем, что ключевые MOSFET"ы встроены в саму микросхему, поэтому из навесных элементов остались только пару резисторов да один конденсатор.

Переходное сопротивление встроенных транзисторов составляет ~11 миллиом (0.011 Ом). Максимальный ток заряда/разряда - 10А. Максимальное напряжение между выводами S1 и S2 - 24 Вольта (это важно при объединении аккумуляторов в батареи).

Микросхема выпускается в корпусе WDFN6 2.6x4.0, 0.65P, Dual Flag.

Схема, как и ожидалось, обеспечивает защиту от перезаряда/разряда, от превышения тока в нагрузке и от чрезмерного зарядного тока.

Контроллеры заряда и схемы защиты - в чем разница?

Важно понимать, что модуль защиты и контроллеры заряда - это не одно и то же. Да, их функции в некоторой степени пересекаются, но называть встроенный в аккумулятор модуль защиты контроллером заряда было бы ошибкой. Сейчас поясню в чем разница.

Важнейшая роль любого контроллера заряда заключается в реализации правильного профиля заряда (как правило, это CC/CV - постоянный ток/постоянное напряжение). То есть контроллер заряда должен уметь ограничивать ток зарядки на заданном уровне, тем самым контролируя количество "заливаемой" в батарею энергии в единицу времени. Избыток энергии выделяется в виде тепла, поэтому любой контроллер заряда в процессе работы достаточно сильно разогревается.

По этой причине контроллеры заряда никогда не встраивают в аккумулятор (в отличие от плат защиты). Контроллеры просто являются частью правильного зарядного устройства и не более.

Кроме того, ни одна плата защиты (или модуль защиты, называйте как хотите) не способен ограничивать ток заряда. Плата всего лишь контролирует напряжение на самой банке и в случае выхода его за заранее установленные пределы, размыкает выходные ключи, отключая тем самым банку от внешнего мира. Кстати, защита от КЗ тоже работает по такому же принципу - при коротком замыкании напряжение на банке резко просаживается и срабатывает схема защиты от глубокого разряда.

Путаница между схемами защиты литиевых аккумуляторов и контроллеров заряда возникла из-за схожести порога срабатывания (~4.2В). Только в случае с модулем защиты происходит полное отключение банки от внешних клемм, а в случае с контроллером заряда происходит переключение в режим стабилизации напряжения и постепенного снижения зарядного тока.